You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Загрузка...

Субъективный взгляд на системы воспитания ребенка

Всем нам знакомо слово «ментальность». Оно означает некую характерную черту целого народа. Ведь не зря говорят о немецкой пунктуальности, английской чопорности, японской выносливости и русской щедрости. Что же это? Неужели существуют «национальные» гены, неужели черты характера формируются биохимически? Все же вероятнее, что это влияние культурных, религиозных и исторических традиций, результат воспитания ребенка семьей и обществом.

Интересно, что европейская система воспитания детей кардинально изменилась за последний век

Очень жесткая в прошлом, опирающаяся на взыскания гораздо больше, чем на поощрения, сегодня она стала полностью противоположной. Отсутствие наказаний и полная самостоятельность – вот два кита, на которых и построена европейская воспитательная система. Задача же родителей – обеспечить комфортные бытовые условия для возможности полного раскрытия детской индивидуальности. Очень необычно для нас то, что до школы детей не пытаются обучать никаким наукам – ни счету, ни чтению, ни письму — для этого существует школа. Отрицательной стороной такого воспитательного подхода является раннее стирание связи между родителями и детьми, не редко отсутствие взаимопонимания и, порою, как следствие, начало самостоятельной жизни раньше, чем подросток становится к этому готов. Фактически, теряется семейственность, но появляется самостоятельная единица общества.

Очень интересна в этом отношении японская система воспитания детей

Система образования с пеленок

Пожалуй, основным ее принципом является иерархичность. Мужчина — отец, глава семьи, обеспечивающий ее; женщина — мать, хранительница очага; старший ребенок, младший ребенок – вот такая система взаимоотношений прививается малышу с детских лет и сохраняется в течение всей жизни. И ребенок приучен к соблюдению субординации. Став взрослым, он переносит ее на другие сферы жизни и взаимодействия с обществом. Именно иерархичность позволяет свести методику японской системы воспитания к простой формуле: «До 5 лет ребенок — Бог, с 5 до 15 — раб, после 15 – друг». Такой подход, пожалуй, оптимален. Но, базируясь на традиционном восточном послушании, трудно приживается в других культурах.

Что же, напоследок об отечественном подходе к воспитанию детей

Находясь между Востоком и Западом, она вынуждена была искать свой путь. Пожалуй, традиционная система воспитания в России – это отсутствие системы. Главный отечественный принцип в этом вопросе – это интуитивность, «как сердце подскажет». Вот откуда идет непредсказуемость русского характера. Любить детей до фанатизма, но регулярно ругать и запрещать; с детства приучать к тяжелому труду, но Емеля на печи, загадывающий фантастические желания – это положительный персонаж сказки. Основной способ воспитания ребенка – это личный пример. Но противоречивость русской натуры создает замкнутый круг. Наше национальное воспитание берет понемногу и от Востока, и от Запада и скрепляет все это русской любовью.

Мир меняется. Стираются границы и одни системы воспитания интегрируются в другие. Но по сей день, нет однозначного ответа на вопрос, как воспитывать детей.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Задайте вопрос психологу бесплатно


Не стесняйтесь задать вопрос, вы даже не представляете насколько ваша проблема может оказаться типичной, чтобы найти не один способ её решения

Россия, Москва
МКАД, 5 км
Бесплатная линия:
+7 (495) 223-44-57
Телефон:
+7 (495) 223-44-94