Существует два противоположных мнения, которые касаются раннего развития детей дошкольного возраста. Одни психологи считают, что чем раньше начнутся занятия, тем более развитым и умным вырастет ребенок. Другие полагают, что всевозможные методики и диагностические методы для оценки и развития малыша служат удовлетворению амбициозных мам и пап, и являются способом выкачивания денежных средств. Третьи и вовсе считают такие занятия вредными для неокрепшей психики и слабого здоровья маленьких детей. Кто же из них прав, рассмотрим в статье.
Особенности воспитания и развития личности детей дошкольного возраста
Тема воспитания и дошкольного развития детей является одной из самых популярных на чатах родительских форумов. Ведь каждому родителю хочется, чтобы его чадо было самым умным, развитыми, в конечном итоге, самым успешным .Психологи полагают, что таким образом родители часто пытаются реализовать собственные амбиции или ошибки в собственном воспитании.
Мы собрали и сделали краткий обзор наиболее популярных методик развития детей дошкольного возраста. Прежде, чем отдать ребенка в группу раннего развития, изучите все плюсы и минусы, и выберите наиболее подходящую образовательную систему.
Типы раннего развития
Однако, прежде, чем приступить к выбору, разберемся, что такое “раннее развитие”. Детские психологи полагают, что раннее развитие это сочетание разнообразных воспитательных, развивающих и обучающих методик в возрасте от рождения до двух-трех лет. Но часто подобное воспитание противоречит традиционным образовательным методам, которым учат детей более старшего возраста.
Опытные преподаватели рекомендуют прежде, чем приступить к раннему развитию малыша, определить его личную степень развития и соответствие возрастным особенностям.
Существует три типа раннего развития детей:
- преждевременное. Бывает в том случае, когда малыш физически и психологически не может воспринимать и запоминать информацию;
- запоздалое. Связано с неправильно подобранным временем для начала обучения. Происходит в том случае, когда момент для наиболее благоприятного начала занятий упущен;
- своевременное. Считается наиболее подходящим для развития малышей. В правильно выбранное время дети лучше всего усваивают новую информацию и поддаются обучению.
В реальности можно встретить все разновидности развития детей. Родителям следует учитывать, что разнообразные методики детского развития направлены на развитие гармоничной личности, тренировку памяти, улучшение внимательности, воображения, логического мышления, анализа и обработки информации. А вовсе не направлены на подготовку к школе.
В чем заключаются особенности методик раннего развития
Суть практически всех методик раннего развития заключаются в создании наиболее благоприятных условий для развития способностей ребенка. Это можно сделать при помощи следующих шагов:
- организуйте среду для развития. Заполните пространство вокруг сына или дочери разнообразными предметами и играми для расширения физической активности, развития зрения, слуха и сенсорного восприятия;
- познакомьте ребенка с разнообразными художественными и музыкальными произведениями;
- стимулируйте общение малыша с людьми, для того чтобы развить его речь;
- обзаведитесь необходимыми методическими пособиями и руководствами.
Обзор популярных методик раннего развития
В мире существует большое количество разнообразных методик. Это связано с особенностями национальных менталитетов. Но есть признанные во всем мире методики, направленные на развитие способностей малыша.
Каждому родителю стоит знать, что ни одна из методик, и систем не является абсолютно идеальной. Каждая из них не в состоянии учесть абсолютно все нюансы развития и характера ребенка. Ведь каждый малыш является индивидуальной личностью. Кроме того, следует учитывать, что результаты могут быть заметны лишь через некоторое время.
Для того, чтобы определить наиболее подходящую методику развития для вашего ребенка, запишитесь на онлайн консультацию к нашим психологам. Наши специалисты помогут определить уровень развития малыша и порекомендуют наиболее подходящую методику для его правильного развития. Не откладывайте общение с психологом на потом, ведь дети растут очень быстро, и существует вероятность упустить наиболее благоприятный момент.
- Метод Монтессори. Направлен на развитие навыков самостоятельного обучения в специально созданных для этого условиях. Программа настроена на развитие индивидуальной личности каждого ребенка. Считается, что эта методика раскрывает и развивает интеллектуальный потенциал и творческие задатки малыша. При этом задачей педагога является лишь помощь малышу и направление его интереса в нужную сторону. Плюсами данной методики является развитие внимательности, самостоятельности, мелкой моторики и дисциплинированности. Целиком эта программа редко используется. Чаще всего применяют отдельные удачные моменты.
- Методика Зайцева. Включает в себя занятия, которые учат ребенка основам чтения и письма, математики и английского языка. Уроки проходят в легкой игровой форме, и позволяют развить не только интеллект, но физические возможности детей. Развивать малыша по методике Зайцева можно как дома, так и в детском коллективе, под руководством педагогов. На занятиях используются специально разработанные кубики. Читать детей учат при помощи кубиков со слогами, а математическим навыкам обучают карточками с числовми рядами. Работать по этому методу можно с детьми разного возраста, начиная с полутора лет, и заканчивая дошкольниками. Главным недостатком этой методики можно считать недостаточное развитие мелкой моторики рук.
- Методика Глена Домана. Эта методика гармонично сочетает в себе физическое и умственное развитие ребенка. Создатель считает, что максимальными способностями к обучению обладают дети в возрасте до семи лет. Доман разработал специальные карточки со словами, изображениями предметов и точками и множествами, для обучения математическим навыкам. В результате занятий дети быстро усваивают большое количество разнообразной информации, развивают зрительную память и физическую форму. К недостаткам специалисты по раннему детскому развитию относят сложности у детей с применением своих знаний в обычной жизни.
- Вальдорфская школа или методика Штайнера. В основу этой школы положено понятие о том, что все дети талантливы, и необходимо все усилия приложить на раскрытие и развитие их способностей и склонностей. Занятия проходят в маленьких группах. К выполнению заданий никого не принуждают. К изучению письма и чтения дети в такой школе приступают по достижении 12 лет. Такое обучение мало подходит детям с аналитическим складом ума, и не готовят ребенка к началу обучения в обычной школе.
- Система Сесиль Лупан. В ее основы положена система Домана. Этот комплекс сочетает в себе занятия, которые направлены на развитие личности каждого ребенка, с учетом склонностей и способностей. Автор разработки считает, что общаться и учить ребенка нужно с младенческого возраста. Минусом этой программы является потребность в полном погружении родителей в воспитательный и образовательный процесс, собственноручное изготовление большого количества специальных карточек и специальное обучение ребенка плаванию.
- Система Никитиных. Представляет собой уникальное сочетание спортивных и развивающих занятий, которые постепенно усложняются. Основной принцип любого занятия: свободный подход. Дети занимаются ровно столько, сколько сами захотят. Педагоги или родители должны лишь помогать и направлять детей в их тяге к новым знаниям. Если малыши не справляются, значит, они еще не доросли до данного уровня, и задание следует отодвинуть во времени. то же относится и к спортивным занятием. Недостатком Системы Никитиных является отсутствие индивидуального подхода к ребенку, мало уделяется времени развитию речи и творческих способностей, а также суровые методы закаливания и приучения к спорту. Кроме того, для упражнений необходимо установить в комнате специальный спортивный комплекс.
- Методика Тюленевых. Автор считает, что при помощи занятий по этой методике можно развить ребенка в интеллектуальном, творческом и спортивном планах. Для этого применяют практически с рождения малыша специальные упражнения в сочетании с различными тактильными раздражителями. В результате грудничок разносторонне развивается. Эта методика подходит аюбсолютно всем детям, и не требует от родителей специальной подготовки. Основным недостатком можно считать сложности с приобретением пособий и строгие ограничения от разработчика.
- Развивающие занятия “После трех уже поздно”. В основу методики положено рассуждение о том, что дети до трех лет обладают особыми способностями к обучению. Основной сложностью обучения по данному методу является отсутствие четких рекомендаций, как проводить занятия и обучать ребенка: автор призывает следить за ребенком и развивать его в зависимости от успехов.
- Динамическая гимнастика Трунова и Китаева. Направлена на физическое развитие детей при помощи древнерусских упражнений. Помимо развития силы и ловкости, происходит корректировка мышечного тонуса ребенка, лечение кривошеи, косолапости, и тому подобного. Недостатком можно считать отсутствие занятий, направленных на умственное развитие детей.
- Методика Гмошинской. Направлена на развитие творческих способностей. Обучение рисованию начинается во младенческом возрасте. Дети используют для рисования собственные пальчики и ладошки. Минус таких занятий в узкой направленности: ммалыши получают только художественное развитие.
- Программа музыки Виноградова. Занятие направлены на развитие у младенца музыкального восприятия и слуха. Автор уверен, что при прослушивании различных музыкальных произведений у малыша развивается правильное эмоциональное восприятие мира и красоты.
- Игры Железновых: музыка с мамой. Разработчики этой методики уверены, что лучше всего дети воспринимают и усваивают материал, который преподается им в игровой форме и под музыку. На занятиях дети слушают и учат специальные песенки и музыкальные считалочки. Специальные физкультминутки помогает снять напряжение после занятий, развить координацию и ловкость малыша. Минусом данной методики можно считать обязательную регулярность занятий: родители должны проводить занятия строго по графику. Для того, чтобы определить, какую методику лучше использовать для развития своего ребенка, запишитесь на онлайн консультацию к психологам нашего центра. Они продиагностируют малыша, определяет его способности, склонности и уровень развития, и посоветуют, какие занятия будут наилучшими для него.
Как развить и воспитать ребенка в семье
Безусловно, именно родители должны стремиться развить и воспитать ребенка в семье. Однако, без представлений о склонностях своего малыша, а также без усердия и времени, ничего не получится.
Родители должны изучить свои возможности и способности, и определить, смогут ли они самостоятельно, в домашних условиях должным образом воспитать и развить своих детей. В том случае, когда мамы и папы не уверены в своих способностях и возможностях, или не располагают достаточным опытом и временем, лучшим выходом будет отдать малыша в развивающий детский центр. Обязательно изучите отзывы тех людей, чьи дети уже занимались в группах, прочитайте комментарии и оценки о преподавателях и педагогах. Кроме того, не лишним будет одно-два занятия поприсутствовать на уроках. Это необходимо для того, чтобы составить собственное представление об уровне преподавания, об атмосфере на занятиях, об отношении между педагогами и детьми.
Физическое развитие
Помимо развития талантов и умственных способностей, родители должны уделять внимание и физическому развитию детей. Ведь для того, чтобы малыш вырос гармоничной личностью, кроме развития ума, нужно развивать и физические способности.
Для тех мам и пап, которые мечтают вырастить чемпиона, существуют спортивные секции и кружки. Здесь важно не упустить самое подходящее время для начала занятий. Например, фигурным катанием или художественной гимнастикой лучше начинать заниматься с четырех лет, а для волейбола или футбола самый подходящий возраст шестилетний. Помимо этого, родители должн отдавать себе отчет, что отдельные виды сорта требуют хороших денежных расходов и личного родительского участия в процессе подготовки к тренировкам: детей нужно собрать, отвезти и завезти на занятия.
Однако, даже если вы не планируете вырастить чемпионов мира, вы должны уделять часть своего времени на физическое развитие малыша. Делайте с детьми утреннюю гимнастику, играйте в подвижные игры на воздухе, поощряйте безопасные физические движения: все это поможет вашему малышу стать ловким и сильным. Это обязательно поможет ему в дальнейшей жизни.
Любой родитель, который заботится о своем ребенке, должны обязательно уделять часть времени его развитию. Что это будет: домашние задания по выбранным методикам, посещение детских развивающих центров или спортивных секций, каждый должен определить в силу своих возможностей. Но нужно знать точно, то, что вы вложите в своего ребенка обязательно отразиться на его дальнейшей судьбе. И лишь от родителей зависит, каким оно будет.