You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Загрузка...

Воспитание, обучение и развитие детей

Когда в семье появляется ребенок, на плечи его родителей ложится громадная ответственность. Ведь теперь они должны не только вырастить малыша, но и воспитать его, заняться его обучением и развитием. Детей, по мнению психологов и воспитателей, необходимо воспитывать и развивать в соответствии с их возрастом и возможностями. Для того, чтобы подробно описать все существующие методики детского развития, обучения и образования, понадобится не одна статья. Потому мы сделали общий обзор того, как можно развивать ребенка по достижении им определенного возраста. Но первоначально стоит разобраться, что такое воспитание, и какие цели и задачи стоят перед родителями, которые ответственно подошли к этим вопросам.

Задача и цель воспитания, обучения и развития ребенка 

Основной задачей и целью процессов воспитания и обучения ребенка является развитие гармоничного, всесторонне развитого человека. Для этого родителям необходимо подобрать для своего сына или дочери наиболее подходящую методику развития.

Если вы растерялись от обилия всевозможных развивающих систем, которые можно в настоящее время найти в детских развивающих центрх, обратитесь за консультацией к психологам нашего центра. Наши специалисты продиагностируют уровень развития вашего малыша, определят его слабые и сильные стороны, пробелы в знаниях или воспитании, и подберут самый подходящий метод развития. 

Особенности воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в семье

Основная нагрузка в воспитании и развитии ребенка ложится на плечи родителей. Именно от их старания зависит, насколько успешным вырастит их малыш. Потому развивать и воспитывать детей необходимо начинать практически с момента рождения. Интересно, что и родители развиваются и обучаются вместе со своим ребенком: осознание личной ответственности за жизнь и развитие детей организовывает и развивает взрослых.

Раннее развитие до года

Если начать заниматься с малышом практически с рождения, это заложит фундамент для последующего гармоничного развития.

1 месяц 

В этот период малыш уже способен реагировать на звуки, различать голоса и музыку, отличать свет от темноты. В этом возрасте дети начинают улыбаться, распознавать окружающих людей, громким плачем показывать свое недовольство. 

  • Развивайте цветовое зрение: повесьте яркие игрушки перед глазами, используйте подвижные мобили. 
  • Учите фиксировать взгляд: двигайте игрушкой перед лицом малыша.
  • Развивайте слух: разговаривайте с ребенком, пойте ему песни, включайте приятную музыку.

2 месяца

Период активного роста, младенцу нужно все большее количество питания. Он уже умеет поднимать голову и держать ее некоторое время. Дети пытаются определить источник и направление звука, пытаются найти взглядом его источник. Может сконцентрировать взгляд на лицах окружающих или ярких игрушках.

  • Продолжайте развивать слух и зрение, добавляйте новые песни и мелодии, показывает новые игрушки.
  • Развивайте тактильную чувствительность: предлагайте пощупать предметы из разных материалов.

3 месяца

Малыш способен найти и определить, откуда идет звук, узнает голоса родных людей, сам издает различные звуки. Дети уже могут упираться ножками различные поверхности, хорошо держит голову.

  • Уделяйте больше времени общению с малышом: больше разговаривайте и общайтесь с ним.
  • Добавьте разнообразные звуковые игрушки, чтобы расширить границы познания.

4 месяца

Начинается период активного интереса к окружающему миру. Хорошо развиваются хватательные рефлексы, малыш делает попытки сесть. Тянется к игрушкам, пробует их “на зубок”, различает разность текстур и объемов.

  • Играйте в пальчиковые игры, игры на развитие звукового и цветового восприятия.
  • Организуйте правильный режим дня.

5 месяцев

Дети в этом возрасте уже умеют самостоятельно переворачиваться со спинки на животик, интересуется собственными ручками и ножками, играет с ними и пытается тянуть в рот. Любит слушать колыбельные и хорошо засыпает под спокойную музыку. Начинает развивать мелкую моторику.

  • Поддерживайте тесный физический контакт с малышом.
  • Развивайте чувство ритма.

6 месяцев

Полугодовалый младенец уже может брать в руки игрушки, уверенно переворачивается со спины на живот и обратно. Может сидеть с помощью родителей. возможно прорезывание первых зубов.

  • Больше разговаривайте с детьми, хвалите и одобряйте попытки самостоятельно сделанных движений.
  • Стремитесь понимать потребности малыша, не доводя его до истерик.

7 месяцев

Малыш начинает учиться ползать: основное внимание стоит уделить его безопасности. Может рассматривать картинки, начинает уделять внимание мелким деталям. Способен знать родных людей на картине или фотографии. Пытается произносить отдельные осмысленные слоги и даже коротенькие слова.

  • Развивайте речь, многократно указывая на игрушки произнося их название.
  • Управляйте и руководите ребенком при помощи выделенных голосом интонаций, не применяйте физическое воздействие.

8 месяцев

Начинает осознавать связь между словом и предметом. В этом возрасте детям особенно интересны потешки и песенки. Активно исследует окружающий мир. Способен выбрать и взять определенную игрушку.

  • Описывайте все действия, которые совершаете. Произносите слова правильно, не искажая их.
  • Особое внимание уделите организации безопасного пространства для малыша.

9 месяцев

Малыш способен произносить узнаваемые слова. Умеет привлекать внимание к себе, хорошо различает различные цвета и мелкие детали предметов.

  • Позволяйте детям изучать не только игрушки, но предмет вокруг него.
  • Играйте в игры, которые развивают речь и моторику, которые соответствуют его возрасту.

10 месяц

Дети в этом возрасте уже могут определять. находить и приносить игрушку. Идет процесс развития логического мышления, малыши способны не только извлечь предмет, но и положить его на место.

  • Начинайте воспитывать в ребенке самостоятельность, поощряйте его стремление все делать самому.

11 месяц

Время первых шагов. Стремительно развивается мелкая моторика: ребенок может самостоятельно встать, присесть, наклониться, взять выбранный предмет, составить башню или пирамиду из кубиков. Начинает понимать обобщающие свойства: различать игрушки по цвету или размеру.

  • Хвалите детей за правильно выполненные задания.
  • Устраивайте игры со сверстниками.

Воспитание и развитие детей от года до трех

1 год

Годовалые дети уже умеют ходить, произносят несколько простых слов. Знают имена родственников, в состоянии умыться и одеться без помощи взрослых. Могут пить из кружки и учатся есть при помощи столовых приборов.

  • Уделяйте больше внимания эмоциональному и физическом разитию детей.
  • Приучайте к правильному режиму дня.

2 года

К этому возрасту мелкая моторика уже хорошо развита: дети могут нанизывать кольца пирамидки, кормить мишек или кукол. Малыш способен разговаривать короткими предложениями. Умеет проситься на горшок.

  • Побеспокойтесь о безопасности детей в дом и на улице.
  • Играйте в игры, которые развивают интеллект и физические способности.
  • Прививайте правила поведения.

3 года

Начинается очередной кризисный период. Дети начинают ощущать себя отдельной личностью и активно, а иногда агрессивно, требуют самостоятельности.

  • Создайте безопасный уголок для детских игр.
  • Стремитесь показать рамки поведения и держать в них ребенка.
  • Занимайтесь развивающими играми.
  • Уделяйте больше внимания развитию физических способностей: ловкости, силы, выносливости.

Развитие детей дошкольного возраста: от четырех до семи лет

Основной упор в это время делается на развитие умственных способностей, воображения, творческих способностей и физическое развитие. Также детям период прививаются правила и нормы поведения в обществе.

4 года

Детей в этом возрасте особенно интересуют игры в коллективе. Они уже способны использовать предметы для общей игры: умеют бросать и ловить мячик, качаться на качелях без помощи взрослых, сохранять равновесие. Словарный запас стремительно расширяется. Дети начинают шутить и понимать чужие шутки.

  • Объясните малышу правила общения со сверстниками.
  • Стремитесь установить доверительные отношения с сыном или дочерью. 
  • Развивайте творческие способности и воображение.
  • Тренируйте ум и память, расширяйте детский кругозор.
  • Тщательно отбирайте мультики и сказки для детей.

5 лет

Этот период особенно подходит для начала занятий по раннему развитию. Дети активно и охотно обучаются, и уже умеют строить длинные предложения, пересказывать короткие тексты, заучивать стихи. 

  • Играйте с малышом в развивающие игры.
  • Начинайте занятия для подготовке к школьному обучению.
  • Больше играйте на свежем воздухе, посещайте спортивные секции, или занимайтесь гимнастическими упражнениями дома.

6 лет

Период активной подготовки к школе. Подходит для систематизации знаний об окружающем мире, о природе, о быте и культуре. Малыши в этом возрасте уже знают простой счет и цифры, различают геометрические фигуры, знакомы с буквами.

  • Стремитесь завоевать и поддерживать доверительные отношения с детьми.
  • Начинайте психологическую подготовку к учебе в школе: рассказывайте, что ожидает малыша, чему ему предстоит научиться, и т.д.
  • Продолжайте развивающие занятия.

7 лет

Этот возраст считается наиболее подходящим для начала полноценного обучения. К этому времени у детей происходит полное созревание мозга, нормализуются процессы торможения и возбуждения. Но в то же время, наступает очередной кризис созревания.

  • Поддерживайте малыша в начале нового для него периода.
  • Создайте комфортные условия для первоклассника.
  • Составьте новый график посещения развивающих занятий, спортивных секций и школы. Не забудьте выделить время для полноценного отдыха.
  • Отнеситесь с пониманием к временному изменению характера и привычек сына или дочери.

Физическое развитие детей

Физическое развитие детей — это процесс роста и в сочетании с правильным формированием и созреванием организма ребенка. Для каждого возраста существуют определенные параметры, по которым определяется уровень физического развития детей. Например, к одному месяцу малыш должен держать голову, к полугоду — сидеть без помощи взрослых, к год — ходить с поддержкой или без нее.

Конечно, все очень индивидуально. Есть дети, которые начинают ходить и сидеть позже или раньше. Это может происходить по разным причинам. Но для того, чтобы определить, нормально такое опережение или отставание, нужно заключение медиков.

Основной задачей родителей является помощь в физическом развитии детей. Начиная с младенческого возраста  малыши нуждаются в специальных занятиях. Например, ежедневное выкладывание новорожденного на твердую поверхность перед кормлением способствует укреплению спины и шеи малыша. В результате этих несложных занятий ребенок к одному месяцу уже будет хорошо держать голову. Или обязательная родительская поддержка малыша при его попытках встать или сесть, помогает сформировать у него именно те мышцы, которые вскоре помогут ему сесть или идти самостоятельно.

В более старшем возрасте родители должны прививать детям основы физической культуры. Банальная утренняя гимнастика поможет стать ребенку более ловким и спортивным, разовьет в нем гибкость и силу. 

В том случае, когда родители видят своего малыша профессиональным спортсменом, они должны позаботиться о специальном физическом обучении. В зависимости от выбранного вида спорта, следует определить малыша в спортивный кружок или секцию. В этом случае родительская забота будет сводиться к покупке экипировки, к сборам и доставке детей на тренировки и с нее.

Любовь родителей должна гармонично сочетать заботу и стремление развить в своем малыше лучшие качества. Ведь от того, что родители вложат в него в детстве, зависит, как сложится его жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Задайте вопрос психологу бесплатно


Не стесняйтесь задать вопрос, вы даже не представляете насколько ваша проблема может оказаться типичной, чтобы найти не один способ её решения

Россия, Москва
МКАД, 5 км
Бесплатная линия:
+7 (495) 223-44-57
Телефон:
+7 (495) 223-44-94